Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Просмотров: 4 172
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде, плечо, а потом поездил, выяснил цену этого автомобиля и знаете, что подумал? Пожалуй, это один из лучших российских образцов коммерческой техники. Нет-нет, я не хочу оскорбить УАЗ, КамАЗ или, не дай бог, ГАЗ. Просто уж больно тут удачное сочетание получилось: много машины за мало денег. Такое всегда ценится очень высоко. Особенно в России.

Зачем?

Не самый популярный формат, мягко выражаясь. Некоторые — по многу лет.Вспомните легендарный “Муравей” ТМЗ Т200, простоявший на конвейере почти пятьдесят лет. Но ведь покупали! Ан нет, популярный. Да, руль держать приходилось крепко, да, конструкция имела слабые места. С разу возникает вопрос: зачем этот “Шмель” вообще нужен? И ездили.

Когда в 1995 мотопроизводство в Туле успешно загнулось, на российском рынке ниша грузовых мотороллеров опустела. А за границей в неё тем временем производители ломились изо всех сил. И там трициклы-грузовики на своих трёх колёсах стоят уверенно и сегодня. Но стоят они почти как четырёхколёсные автомобили.

Дизельный мотороллер с независимой подвеской – это по смелости конструкторской задумки практически как купе-минивэн на пространственной раме Renault Avantime, быстро почивший в Бозе.Как-то этот “Бажаж” в России не зашёл, и могу понять, почему. Например, итальянский Piaggio APE TM обойдётся в 7 000 евро, аргентинский Zanella ZMAX 200 — в 4 000. Есть, правда, индийский Bajaj Maxima C, который стоит от 300 тысяч рублей, но это именно мотороллер с мотоциклетным рулём, которому внезапно перепала крыша, японский атмосферный дизель (!) и зачем-то — задняя независимая подвеска.

Пожалуйста, не думайте, что они что-то там скопировали у западных или восточных конкурентов! Трёхколёсная конструкция сама по себе настолько самобытна, что можно сделать всё, что угодно, и всё равно это будет похоже на наш “Муравей” или их Bajaj одновременно.Другое дело — наша родная техника, разработанная в Великом Новгороде силами специалистов компании “Альтернативная коммерческая техника” (АКТ).

Не ставить же в этого малыша ЯМЗ 536? “Шмель” — продукт типично российский, хоть и с китайским мотором от Lifan: практичный, дешёвый и страшненький. Оставим это развлечение любителем чего-нибудь свапнуть и посмотрим, что получилось сделать из множества российских компонентов, железа, пластика и энтузиазма.Его создатели опечалены присутствием импортного мотора, но российских моторов такого класса просто нет.

Подойдёт #атшахи

В сущности – порицаемый и высмеиваемый “колхоз”. С лёгкой руки администраторов легендарного в узких кругах ВК-сообщества «Пазний Иж» широкое распространение получил хэштег #атшахи, обозначающий неродную деталь от ВАЗ 2106 и иногда доработанную по месту напильником. Но в случае со “Шмелем” использование деталей от вазовской “классики” оправдано на 146%.

Да и деталей (причём копеечных) в каждом посёлке как чудес за баней. Ну, кто не знает, как при необходимости перебрать жигулёвский задний мост? Так что использование заднего моста от ВАЗа — очень даже удачный ход.

Если вы ещё не совсем шокированы характеристиками мотора, до вот вам контрольный удар с ноги в челюсть — это карбюраторный двигатель. Мотор, как я уже говорил, китайский. Олдскул как он есть.Это Lifan 163 ML мощностью 20 л.с. Объём — 200 “кубиков”, максимальный крутящий момент — 15 Нм. У него жидкостная система охлаждения и даже неплохая репутация (прошлое этого мотора уходит к светлым корням Honda образца 1975 года).

Потому что для включения задней передачи нужно использовать реверс редуктора. То есть теперь передние передачи становятся задними. Да, все пять.И в кабине стоят два рычага трансмиссии. Коробка передач тут интегрированная с двигателем. Она механическая, секвентальная. Зачем?

Рама — сварная из металлических труб. Гораздо серьёзнее, чем требовалось для получения ОТТС (одобрения типа транспортного средства). Тут и все безопасные триплексные стёкла, и ремни безопасности, и каркас кабины… Может, по меркам современного автомобиля этого очень мало, но по меркам трицикла — это очень много.Каркас кабины тоже сварен из металла, но наружные панели сделаны из прочного композитного материала, так что она получилась лёгкой и не боится коррозии. Несмотря на несколько несолидный экстерьер трицикла, к вопросам безопасности подход тут серьёзный. Вообще, кабине конструкторы уделили очень много внимания.

Ну и не больно-то он нужен с одним колесом и снаряжённой массой 490 кг. Рулевое управление типа “шестерня-рейка” не имеет ГУРа. Кстати, передняя подвеска тоже родом из Китая. Это обычная телескопическая вилка с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами.

Но это так, информация к размышлению.Это “кое-что” — рессоры от уазика. Казалось бы: зачем этому малышу по шесть листов в каждой рессоре? Ответ прост. Кстати, на испытаниях “Шмель” вёз 1,4 тонны и не развалился. Поэтому некоторый запас необходим. А вот в задней подвеске кое-что может удивить. Конструкторы знают, где живут, и совершенно справедливо полагают, что если объявленная грузоподъёмность составляет тонну, грузить в “Шмеля” будут либо пока место в кузове не закончится, либо пока рама не треснет.

Мы сегодня будем кататься на машине с тентом. Объём загрузочного пространства — 4 кубометра. Чтобы было легче себе представить эту величину, напомню, что, например, объём у Газель Фермер ГАЗ 33023 (со сдвоенной кабиной) составляет 4,5 м3, а у обычной Газели ГАЗ 3302 — 9 м3. Согласен, убийца ГАЗели из “Шмеля” не вышел. Для этого есть другой автомобиль. С другой стороны, и ценовая категория тут совершенно другая.

Площадь пола фургона тоже такая же, и загрузочное пространство там точно такое же — 4 м3.Габариты кузова что у тентованной, что у бортовой машин одинаковые — 2х1,5 м.

Ну что, попробуем покататься?

Полёт “Шмеля”

Тут нет даже солнечнозащитных козырьков (хотя, может, это особенность предсерийного образца?) Сиденья тоже больше похожи на табуретки со спинками, так что о регулировках забудьте. Если честно, я бы с эргономикой тут ещё немного поработал.Я уже говорил, что внутри кабины этого трицикла так же уныло, как в холодильнике семьи бюджетников в середине 90-х. Тут надо постараться принять форму автомобиля.

Мои ножки в ботинках 45-го размера никак не могли найти себе места, зато руль оказался далековат. К тому же все три педали зачем-то собрали в кучу и поставили так, чтобы одной ногой можно было давить сразу две педали. Хотя ногам всё равно пришлось хуже: педальный узел на мой размер обуви точно не рассчитан. Одним словом, я против такого педального узла.Вверху пространства получилось явно больше, чем внизу.

Всё видно, всё читаемо. Есть даже индикация выбранной передачи, что выглядит явным “премиумом” или даже “лухури”.Впрочем, недостатков у такой компоновки я не нашёл. Хотя, признаться, читать там особо и нечего, но весь “джентльменский” набор шкал есть: спидометр, тахометр, указатели температуры и уро

Другие новости:



Цитата

Мужчины за столом говорили о машинах и были поистине неиссякаемы. Хороший ход. Плохой ход. Машины у них упирались, артачились, фырчали, пыхтели, юзили на поворотах, заедали, дымили, чихали, кашляли, вставали на дыбы и брыкались

Мюриель Барбери. Лакомство