А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Просмотров: 3 097
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Спору нет, машина уже почти легендарная. Но ведь это означает, что про неё уже всё сказано… Возможно, это и так, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в компании двух вездеходов “Шаман” и квадроцикла BRP Can-Am Outlander 6х6.

Что, где, когда?

Ч тобы прочувствовать всю боль от покатушек на Уазике, расскажем об экспедиции. Потому что хоть убейте, но я плохо себе представляю пять тысяч километров на “головастике”.

Но вернёмся к вопросу, почему рвануть на север могут все.На первую часть вопроса ответить легко: потому что организаторы путешествия — жители этого города. Да и в остальном он идеально подходит для дальних внедорожных поездок. Во всяком случае, раньше я не встречал таких монстров со светодиодной подсветкой и двумя розетками на 220 вольт в салоне. Он просто создан для того, чтобы с максимальным комфортом залезть в такие места, куда нормальные люди не попрутся. А без преград — потому что, по мнению организаторов, покорить Заполярье может каждый, кто этого сильно захочет. Полная протяжённость — чуть меньше пяти с половиной тысяч километров, из которых около трети пройдёт в условиях бездорожья, а 500 — там, где дорог никогда не было, потому что никто там ещё не ездил. Почему из Твери, и почему без преград, спросите вы? Но “Шаман” — не единственное транспортное средство, которое должно будет пройти своим ходом от Твери через Мезень до метеостанции «Канин нос» на одноимённом мысе, затем — через село Индигу в Нарьян-Мар, а оттуда вернуться в Тверь. Итак, четвёртого марта из Твери стартует полярная экспедиция «Север без преград». Им-то хорошо рассуждать: мы уже проводили тест-драйв “Шамана” и знаем, что душа у этого вездехода “лимузинная”.

Это завод “Авторос”, который выпускает не только “Шаманы”, но и колёса низкого давления для вездеходов и многих автомобилей (Нивы, УАЗы, Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol), и внедорожный клуб “Лебёдушка”. Во-первых, организаторов по большому счёту двое. То есть, экспедиция объединяет многих людей, а не является сумасбродной идеей какого-то одного производителя.

Хотя, конечно, на “квадрике” там может быть прохладно. Во-вторых, если бы в экспедицию пошли только “Шаманы”, мы бы дружно высказали наше “фи” очередному пиар-ходу и поехали бы тестировать всякие Киа с БМВ. “Квадрик” BRP Can-Am Outlander 6х6 — шестиколёсный. Два “Шамана”, конечно же, на Север пойдут, но компанию им составит вот этот наш сегодняшний УАЗ и квадроцикл. Но состав экспедиции намного более интересный, чем может показаться. Кстати, на квадроцикле он собирается поставить рекорд России «Самое протяженное путешествие на квадроцикле в условиях Заполярья». Но, как говорится, “купил би-эр-пи, теперь терпи”.За его рулём будет сидеть лично Евгений Павлов, президент джип-клуба «Лебедушка» и владелец не только BRP, но и “Головастика”. Часть пути BRP пройдёт на колёсах, часть – на гусеницах. От всего души желаем ему удачи!

И вот эта вся разнокалиберность участников и должна привести нас к мысли, что преград для покорения Севера нет. Было бы желание, а транспорт найдётся.

А теперь перейдём к УАЗику.

А всё-таки он плавает!

Так что привезти на нём полярникам с метеостанции «Канин нос» нормальную еду и прочие блага цивилизации — святое дело. Правда, УАЗ для этого нужен не совсем серийный.УАЗ 3303 изначально был сделан для того, чтобы возить грузы там, где другие машины не проедут.

И тогда выход остаётся один: научить машину плавать.И озёр с реками. Основной отличительной особенностью “Головастика” (кстати, 3303 часто называли «головастиками», но у этой машины это практически имя собственное) можно считать его умение плавать. Бывает такое: задираешь машину, “лифтишь” её, а потом понимаешь, что выше уже некуда, а непройденных дорог ещё много. Работа с УАЗом 2006 года выпуска началась в том же 2006 году, и то, что мы видим сейчас — плод долгих поисков и испытаний его создателя Евгения Павлова.

Но поплавок сильно мешал на земле, и от него пришлось отказаться.Раньше у этого УАЗа впереди был поплавок в форме носа лодки. Жаль, я этого не видел, глиссирующий УАЗ произвёл бы на меня впечатление большее, чем прыжок с парашютом без парашюта. С ним машина плавала хорошо, а если поставить хороший лодочный подвесной мотор, то даже выходила на глиссирование.

Кузов тут, само собой, не стоковый. Он сделан из алюминия и полностью герметичен.Вполне достаточную плавучесть обеспечивают кузов и колёса.

Колёса тут стояли разные. Раньше были Interco Super Swamper Bogger на 42 дюйма, но сейчас на их место встала продукция того же “Автороса”: шины низкого давления MX-TRIM размером 1050-500-18LT.

Теперь пару слов о технике.

Но настоящему вездеходу более подходит дизель. Эта рядная «четвёрка» в своё время стояла, например, на Mercedes Vito. Мотор УАЗа, как вы знаете, должен быть трёхлитровым бензиновым. Поэтому родной мотор отсюда вытащили, а поставили хорошо известный мерседесовский ОМ 601. Почему всё-таки дизель?

Причин тому несколько. Во-первых, вернёмся к нашей судостроительной теме. Кроме того, он немного сдвинут назад, что тоже хорошо: основной запас плавучести обеспечивает как раз задняя часть, тот самый герметичный кузов. А вес дизеля ниже, чем стокового бензинового мотора. Поэтому чем дальше в его сторону сдвинут центр тяжести, тем лучше.Чем легче машина — тем она лучше плавает.

И было бы совсем плохо, если бы на пару с дизельными “Шаманами” (напомню, что на них стоят моторы Iveco) пошёл бы любитель бензина. Во-вторых, мы уж говорили, что технический состав экспедиции довольно разношёрстный. Так что как ни крути, а дизель выглядит предпочтительнее.Тащить с собой отдельный запас еды для “Головастика” было бы слишком жирно.

Ходовая часть УАЗа переделана незначительно, но сзади в подвеске добавилась реактивная тяга.

А вот мосты — это тоже творчество создателя. Коробка передач — родная от УАЗа, раздатка — тоже (понижающий ряд — 4,2). Разумеется, оба редуктора с электрической блокировкой.Они комбинированные: середина — типа “тимкен” (более известный как гражданский или колхозный), чулки с колёсными редукторами — от военного моста.

Мужики, конечно, романтики, но не настолько.Кстати, вы, наверное, уже поняли, что название клуба “Лебёдушка” происходит от слова «лебёдка», а не «лебедь». И если приглядеться, то видно, что на “Головстике” стоят две лебёдки: и спереди, и сзади.

“Сам решай, где дорога”

Хотя, конечно, понятие прекрасного растяжимо, так что мне, например, тут всё понравилось. Что ж, пора лезть в кабину. Открываем дверь и… да, если у вас развито чувство прекрасного, вам лучше этот интерьер не видеть. И хотя она довольно высока, забраться в “Головастика” несложно: авторосовские колёса как раз такого размера, что по ним можно лезть как по лестнице. Хочется жрать полусырое мясо, пить водку “из горла”, орать “дороже любого богатства для нас внедорожная пыль, давайте накатим за братство, за лучший уазомобиль!” и потом долго молча глядеть в костёр, вспоминая, как “на воду садились утки”, переживая, что “для вас это что-то вроде шутки”.

Само собой, о красоте тут думать было пока преждевременно. Честно говоря, нам повезло поймать машину на следующий же день после замены стокового мотора на дизель. Кстати, уже на следующий день после нашего теста УАЗ отправился на доработку: нужно сделать кожух на мотор, подумать над хотя бы минимальной шумоизоляцией, поставить сиденья… В общем, работы ещё много, и судить сейчас об интерьере пока рано.Так что к кабине приглядываться не будем: тут работы ещё много.

Прежде чем ехать, попытаемся разобраться в ощущениях.Но долго слушать тоже тяжко — больно громко. Думается, с “шумкой” тут будет комфортнее. Звук, конечно, радует — всё-таки ОМ 601, а не Дэу Матиз на 0,8 л, господи прости, так что потерпеть можно. Запускаем мотор, который стоит рядом открытым.

Сижу высоко, гляжу далеко — вот что вспоминается первым делом. И возникает чувство, что ты сидишь в какой-то башне, а не в машине. Ну, а остальном — Уазик как он есть. Из-за своих колёс и лифта ”Головастик” стал очень высоким, а ширина кабины осталась стандартной. Включаем передачу и трогаемся.

Двигатель

дизельный, ОМ 601

Под колёсами — рыхлый снег. Не сказал бы, что машина с рёвом уносится вдаль. Даже моментному дизелю на такой дороге приходится трудновато. Просто чуть больше крутим мотор и включаем вторую.Можно, конечно, включить понижайку, но пока обойдёмся без неё.

По прямой, конечно, проще, а вот слегка закопавшись в снегу на развороте, я начал пыхтеть, как старый паровоз.Знаете, о чём думал я первые метры? Например, выяснилось, что тяги мотора хватает вполне. Потом, конечно, привык… Да и волновать стали совсем другие вещи. Но главное — что крутить руль тут чуть сложнее, чем выворачивать из асфальта бетонный столб. Как бы не кувыркнуть эту башню к чёрту.

Хочешь — жми по снежной целине или лезь в сугроб. Хочешь — лезь в овраг, хочешь — вылезай из него. И ещё надо сказать, что надпись на борту УАЗа “Сам решай, где дорога” — это истина. Кстати, о сугробах.

Когда мне надо было обойти машину вокруг, я с сожалением выяснил, что минимальная глубина снега в этой части Тверской области — по колено. А местами в оврагах и больше. Но я здорово ошибся: в колее, оставленной машиной, я тонул точно так же, как и в целине. Это плохо для меня, но хорошо для экспедиции.Барахтаться в снегу на морозе — занятие неприятное, поэтому я подумал, что будет гораздо проще бегать по следам “Головастика”. А это значит, что удельное давление на грунт УАЗа на этих колёсах очень мало.

А вот по приличной дороге «Головастик» едет почти как обычный УАЗ. И это хорошо, потому что «Шаман» идёт приблизительно с такой же скоростью, а значит, им в совместном походе не придётся гоняться друг за другом или подолгу кого-то ждать.Прямой ряд в раздаточной коробке остался стандартным, так что свои 70-80 км/ч эта машина едет уверенно.

Ну, а мы будем держать руку на пульсе (и дизеле) экспедиции и периодически рассказывать, как идут дела у путешественников. Но почему-то кажется, что уж если ехать по побережью Баренцева моря, то он подойдёт для этого идеально. Мне действительно трудно представить, как на этой машине проехать пять тысяч километров. И у этого “Головастика” тоже.

Другие новости:



Цитата

Мужчины за столом говорили о машинах и были поистине неиссякаемы. Хороший ход. Плохой ход. Машины у них упирались, артачились, фырчали, пыхтели, юзили на поворотах, заедали, дымили, чихали, кашляли, вставали на дыбы и брыкались

Мюриель Барбери. Лакомство